Sergey Gortman (gisman) wrote,
Sergey Gortman
gisman

Category:

Как понарошку стать пилотом вертолёта Ми-8

Не перестаю удивляться, насколько насыщенным выдаётся этот год в плане авиационных событий. В этот раз ассортимент моих приключений пополнился новыми ощущениями и впечатлениями от реального учебного тренажёра вертолёта Ми-8Т. Если ранее я смотрел и снимал работу экипажа из салона, слабо себе представляя, как всё же управляться с этим чудом инженерной мысли, то теперь можно было самому "наощупь" попробовать изменять шаг винта, "дать педаль", щёлкать галетниками радиостанций и пробежаться по всем тумблерам.


Бооольшие оригиналы фото доступны как всегда по клику..


В нарушение уже сложившейся традиции именно в первых строках хочу выразить громаднейшую благодарность Евгению - моему соратнику по любви к небу, человеку, который когда-то привёл меня в мир больших споттингов, а в этот раз командиру экипажа и админстратору тренажера в одном лице! После первого полёта на вертолёте моё равнодушие к ним полностью улетучилось, а теперь они мне нравятся всё больше и больше. Спасибо тебе, дружище!!! :)

1. Что самое главное в тренажере?! Правильно, часы и красная кнопка. Чтобы не заигрывались экипажи, а вовремя освобождали место следующим пилотам винтокрылых машин. Шутка юмора конечно же! Насколько мне известно, тренажеры тем и ценны, что позволяют отрабатывать нештатные ситуации в условиях катастрофического дефицита времени. Потому и часы должны быть серьёзные.


2. Сам центр управления полётами на поверхности очень лаконичен, кажется, что у некоторых симмеров "рабочее место" устроено понавороченнее, однако от постороннего глаза скрыта достаточно мощная серверная составляющая.


3. Состояние приборов в кабине полностью отображается на экране инструктора, можно переключаться между всеми панелями. Полный контроль над обстановкой и все упущения технологии работы экипажа заметны сразу.


4. Тренировочные полёты отрабатываются на сценарии аэропорта Адлера, который я уже и своими глазами видел, и в симуляторе успел попробовать на зуб. Узнав, что и в Абхазии на озере Рица я бывал, Евгений без колебаний предлагает лететь именно туда. Поэтому подготовку полёта начинаем с изучения схем и карт.


5. Также во власти инструктора вся обстановка в небе: выбираются объекты транспорта, им задаётся маршрут и в небе становится очень живенько. Глядеть надо в оба, чтобы трафик не разрушил эйфорию полёта.


6. "Создатель" парой штрихов завершает свою картину мира, и нам пора на борт..


7. Магия ночного освещения панелей приборов завораживает и приводит в ступор новичка. Глаза бешенно бегают между циферблатами и тумблерами, останавливаясь на чтение надписей. Память пытается вместить в себя всё это разнообразие, но без тщательного изучения РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации) и технологии работы экипажа невозможно сразу увидеть в этом систему. Поэтому хочется просто наслаждаться тактильными ощущениями реальных приборов реальной кабины, в которую "порулить" никто в здравом уме никогда меня не пустит. :)


8. Почти полностью красная подсветка панелей создает уютное ощущение комнаты для проявки фотоплёнки, но с точки зрения эргономики мне пока непонятен выбор в пользу этого цвета. Логичнее считать красный цветом тревоги, опасности и отказов матчасти. Но снимки получаются дьявольски шикарные!


9. Настоящий компьютеризированный кокпит - мечта любого заядлого симмера! Один раз полетав на таком оборудовании, уже больше не хочется теребить джойстик и нажимать кнопки клавиатуры вместо педалей. Ну совсем не те ощущения!!!


10. И вот мы волшебным образом оказываемся на перроне аэропорта Адлера и готовы к запуску двигателей. Слева от нас по ВПП периодически проносятся взлетающие самолёты. Для полноты ощущений не хватает только голосов реальных диспетчеров Руления и Старта в наушниках.


11. Зелёный глаз авиагоризонта в царстве красных будильников. Вертолёты летают преимущественно в светлое время, поэтому снять нечто подобное в реальном полёте пока остаётся только в сумеречных планах на будущее. Конечно реальному пилоту не понравится кабина, прибитая к полу и полное отсутствие вибраций, а вот для съёмки со штативом это оказалось очень большим плюсом.


Фазу захватывающего полёта на посадочную площадку озера Рица я по понятным причинам показать не могу.. Когда очутишься в кресле и возьмёшь управление, всё внимание переключается на уплывающие под ноги горы, пляшущие стрелки радиокомпаса и шарик-индикатор скольжения. В борьбе с нагрузками на ручке управления всё чаще щёлкает кнопка тримера и постоянно кажется, что скороподъёмности не хватит перелететь быстро надвигающиеся горушки. Посадку я естественно доверил командиру, ибо был прочно уверен, что размажу вертолёт ещё задолго до площадки.

12. Женя красиво показал, как это надо делать, отработав фактически за всех 3х человек в составе экипажа Ми-8. На меня как на 2го пилота ещё долго никакой надежды не будет :)


13. "До обратного!" говорим мы воображаемому диспетчеру и глушим двигатели. Аккустическая система тренажера очень хорошо создаёт шум, чтобы без наушников друг друга почти не слышать. А вот так выглядит вся красота с высоты второго этажа. Кстати, если открыть форточку и включить кабинные вентиляторы, то при полёте над морем очень быстро фантазируешь себе солёный бриз :)


14. Над сферической картинкой трудится чуть не десяток проекторов. Даже не могу вообразить, как у них так чётко сшивается картинка в единое целое.


15. Женя с удовольствием демонстрирует, как он красиво сел. Надеюсь, запись моего позорного корявого полёта не сохранилась на плёнках самописцев. А вертолёт наш оказывается в очень узнаваемой в Красноярске ливрее :)  В Адлере я таких не видел.


16. Подошло время обратного вылета, пальцы ловко пробегают по тумблерам. К взлёту готовы.


17. Несмотря на кажущуюся просторность кабины, со штативом развернуться в ней почти негде. А вот в реальном вертолёте снять такой кадр из-за спины пилота вообще никак не получится - перегородка помешает, однако.


18. Словно пилот истребителя командир правой рукой держит рукоятку с кнопками, а левой добавляет режима двигателям и меняет шаг винта. А я благодаря этому полёту понарошку наконец-то углубился в теорию и узнал, засчет какой магии летают вертолёты :)

19.  Теперь только осталось изучить РЛЭ и всё тайное в работе экипажа станет для меня понятным. Но магия светящихся тумблеров останется во мне навсегда!


20. С попутным горным ветром летим вдоль абхазских ущелий на базу. А время летит вперёд нашего вертолёта и его к сожалению не остановить. А ведь так хочется слетать ещё и на Красную поляну, или поглазеть на загорающие тела вдоль берега Чёрного моря.


21. Подозреваю, что увлечённо "играть" в пилотов здесь можно долгими часами, пока кто-то не нажмёт красную кнопку. Меня бы и за уши не оттащили. И это ведь просто обычный полёт, без экстремальной погоды, без посадки на авторотации, без сложных задач по приземлению на платформу к нефтяникам.


22. Все авиатренажеры, видео с которых мне встречалось, были выполнены на сложной подвеске, изменяющей положение кабины в пространстве. Сначала, увидев, что кабина данного Ми-8 намертво прикручена к полу, испытал некоторое разочарование, что ощущений полёта не будет. Оказывается одна только двигающаяся картинка так впечатляет вестибюлярный аппарат, что закладывая виртуальный крен, начинаешь реально качаться в кресле, подсознательно исправляя мнимое изменение положения тела.


23. И на этом состоянии лёгкой качки и детского восторга мы заканчиваем наш полёт. Естественно, заходя на посадку в Адлере, я так по-дилетантски быстро стал гасить скорость, не парируя возросший вращающий момент педалями, что крутиться мы начали, как вода в унитазе. Так что такой плохой симмер как я вертолёт не посадит. Однозначно!

Ещё раз спасибо Евгению за эти незабываемые несколько часов хоть и игрушечного, но всё же приобщения к большой авиации!!

Tags: Ми-8, вертолёт, тренажер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments